«Разговор о правильном питании» в МБОУ Алексеевской СОШ в 2018-2019
учебном году программа реализуется в 1-2 классах с численностью 16 человек.Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Образовательные задачи:- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, - формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.Воспитательные задачи:- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.Развивающие задачи:- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;- развитие самостоятельности, самоконтроля;- развитие коммуникативности;- развитие творческих способностей. В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме:- интегрированных уроков по правильному питанию ( окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, ВН. ДЕЯТ.); - внеклассных занятий по правильному питанию;- праздников; - бесед; - классных часов; - однодневных походов в природу; - родительских собраний, круглых столов, семинаров; - в рамках проектной деятельности;- конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;- выпуска газет, информационных буклетов.СОДЕРЖАНИЕ программы «Разговор о правильном питании»Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) в 2 недели.Программа каждого класса состоит из 4-х разделов:№п⁄пРаздел1класс2класс3класс4класс1Разнообразие питания43662Гигиена питания и приготовление пищи45323Этикет43344Рацион питания4544Разнообразие питания (19 ч) Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».Гигиена питания и приготовление пищи (14 ч) Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.Этикет (17 ч) Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие. Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой. Вкусные традиции моей семьи.Рацион питания (17 ч) Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2018-1019 УЧ.Г.№п/п Тема урокаКол-вочасовНаглядные материалы,ИКТПредмет1Если хочешь быть здоров.1Рабочая тетрадь, наглядный материал(плакат)ВН. ДЕЯТ.2Самые полезные продукты1Окруж.мир3Как правильно есть1Рабочая тетрадь, Окруж.мир4Удивительное превращение пирожка.1Окруж.мир5Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной1Презентация Окруж.мир6Плох обед, если хлеба нет.1Карточки с заданиями, иллюстративный материалОкруж мир7Время есть булочки1Презентация Окруж мир8Пора ужинать1Иллюстрац.,нагляд. материал вн. деят.9Где найти витамины весной1Иллюстрац.,нагляд. материалвн. деят. 10На вкус и цвет товарищей нет1Иллюстрац.,нагляд. материалвн. деят.11Как утолить жажду1Окруж мир12Что надо есть, если хочешь стать сильнее.1Презентация «лекарственые растения»вн. деят.13Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.1Презентация»Витамины круглый год»вн. деят.14Всякому овощу – своё время.1Иллюстрац.,нагляд. материалОкруж мир15Праздник урожая1Презентация вн. деят.Классным руководителям при проведении родительских собраний были предложены следующие темы:- «Правильное питание – залог здоровья»- «Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым». - «Формирование здорового образа жизни младших школьников». - «Режим питания школьника».- «Основные принципы здорового питания школьников».- « Вредные для здоровья продукты питания».Родителям предлагалось заполнить анкеты в целях определения полноценности рациона и сбалансированности питания ребёнка. Результатами работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» являются: В 1 – м классе:- знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;-навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;- умение определять полезные продукты питания. Во 2 – м классе:- знание о структуре ежедневного рациона питания;- навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;- умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания. В 3 – м классе:- знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;- навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;- умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов. В 4 – м классе:- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;- навыки, связанные с этикетом в области питания;- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.Проверка усвоения программы проводилась в форме тестирования, выполнения творческих заданий.Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволит подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.
Официальный сайт МБОУ Алексеевской СОШ х. Алексеевского, Обливского района